Виды закрепки камней в ювелирных изделиях

Редкий вид крепления

Важным моментом в ювелирном изделии является закрепка камней в оправе. От этого зависит не только внешний вид украшения, но и надежность сохранения драгоценности на долгие годы пользования. Способ, которым закреплены самоцветы в кольце или серьгах, влияет на общий стиль, дает гарантию качества и может представить яркое дизайнерское решение. Статья рассказывает об основных вариантах креплений, которыми пользуются современные мастера.

Перечень основных креплений

Разные методы закрепки камней в ювелирных изделиях появились с тех самых пор, как люди начали изготавливать украшения со вставками в металлы. Это одна из самых важных операций, которую ювелир должен выполнять идеально. Ведь от этого зависит художественная ценность изделия.

Все современные способы крепления в какой-то степени повторяют те, что изобрели первые мастера:

  • глухая закрепка;
  • ободковый каст (оправа);
  • полуглухой;
  • применение крапанов (лапки-крючки);
  • крепление Паве (мостовое);
  • с помощью столбиков-корнеров;
  • рельсовое (или канальное);
  • штифтовый способ (клеевой);
  • кармезиновое крепление.

За простым словом «закрепка» скрывается целая технология того или иного способа вставки и фиксации драгоценного камня в ювелирном украшении.

Основные виды кастов

Близкие друг другу способы

От слова «глухо»

Глухой каст считается самым надежным способом закрепления камней в кольцах и других ювелирных изделиях. Самоцвет закрыт со всех сторон металлической основой. Только небольшая часть драгоценности выступает вверх. Все заделано настолько основательно, что вставка и оправа кажутся единым целым.

Для ежедневного ношения украшения такой вид закрепки подходит наилучшим образом. Но то, что от камня остается лишь верхняя часть – существенный минус. Ведь свет может падать только сверху, ограничивая игру лучей в гранях. В связи с этим подобный каст подходит больше для непрозрачных минералов, где световое преломление не имеет значения.

Глухое крепление в кольце

Для непрозрачных камней

Глухой вид оправы считается простым. Камень просто лежит на плоском дне в чашке. Для такого обрамления подходят яшма, коралл, жадеит, бирюза, кораллы.

Главный недостаток способа – невозможность досконально проверить драгоценность на подлинность в связи с его закрытостью. При использовании этого вида крепления для камней с высокой прозрачностью в чашку подкладывают фольгу из металла.

Оправа похожа на ободок

Все дело в ободке

Глухой каст не следует путать с ободковым креплением, который по-другому называют царговым. Внешне оба похожи, но в царговом камень как бы висит в воздухе. Это достигается за счет ободка, который опоясывает самоцвет. Получается, что нет чашки, а значит, нет и ее дна.

При взгляде сверху разница между этими способами крепления не заметна. Увидеть все тонкости можно на поперечном разрезе. Для ювелира важно точно высчитать толщину стенок у ободка. Этот размер зависит от величины камня. Возможны различия в форме расположения ободка (конусом или цилиндром), а также в его поверхности (ажурная или гладкая).

Лежит в глубокой чашке

Полуглухой, но открытый и надежный

Еще один вид каста – полуглухой. В нем самоцвет держится с помощью зажима с двух сторон и максимально открыт. Для такого крепления подходят бриллианты, изумруды, цирконы, аметисты и другие прозрачные камни, где важно показать отражение света в гранях.

В металле делаются небольшие пазы для лучшего контакта с камнем. Здесь парение в воздухе выглядит еще эффектнее, чем при царговой закрепке. И какая бы ни была вставка по величине, она крепко сдавливается пазами кольца, которое обычно делают из особого металлического сплава. Способ крепления считается надежным и не уступает глухому.

Полуглухой каст

Общие правила для мастера

Не каждый из перечисленных видов закрепки подходит к любому камню. Важное значение в выборе придается форме. Для квадратов или овалов могут использоваться разные способы крепления. Надо учитывать используемый металл, назначение будущего украшения. И еще всегда присутствует фантазия того, кто взялся за дело и хочет проявить собственный талант и показать вкус.

Какой бы способ закрепки ни выбрал мастер, работать все равно придется под микроскопом и вручную. Это щепетильный процесс, где ошибка может стоить дорого в буквальном смысле.

Специальность закрепщика получают после обязательной стажировки на ювелирном производстве.

Работа под микроскопом

Независимо от способа, камень в оправе (касте) должен стоять ровно и не шататься, иначе он просто выпадет из «гнезда». Сами детали для крепления обязательно должны быть тщательно обработаны, не иметь заусениц, чтобы не царапать кожу и не цепляться за волосы или одежду.

Закрепление крючками-лапками

Способ, когда драгоценный камень фиксируется особыми крючками-лапками, называется крапановым. Обычно его применяют, когда хотят сделать акцент только на самом камне, а не на украшении в целом.

При этом в металлической оправе создается углубление, от которого вверх выступают загнутые в сторону камня лапки. Именно они цепко держат драгоценность. С этой целью в их верхней части делают небольшие пазы.

Крючки расположены равномерно по периметру или окружности, в зависимости от того, круглой или квадратной формы берется камень. Количество крапанов зависит от желания и фантазии мастера. Часто такое крепление делают на кольцах для помолвки. Открытые части бриллианта или фианита доступны лучам, чтобы создать игру света.

К плюсам крапановой закрепки относят легкость в чистке, а к минусам – возможное цепляние за одежду и волосы.

Держится за счет крючков

Мостовое крепление pave

Этот способ применяется, когда надо установить в ряд десяток и более мелких камней. Сначала высверливаются правильными рядами мелкие отверстия, куда вставляются камешки. Фиксация достигается за счет наплыва металла, который охватывает полностью павильон (нижнюю часть граненого минерала).

Наплывы выполняются очень аккуратно и точно, ведь они удерживают сразу несколько соседних камней. Металл сквозь них не просвечивает, и создается видимость вымощенной драгоценностями мостовой. Отсюда пошло и название метода. С английского pave переводится как «вымостить».

Если мастер опытный, то в готовом виде выложенная драгоценностями поверхность будет гладкой и сверкающей. Но техника эта сложная, требует много времени. И еще важный минус для колец – размер уже не получится изменить.

Мостовое крепление камней

Столбики-корнеры и их вариации

Для мелких камней

Для крепления мелких камней также подходят корнеры – столбики, которые формируются из окружающего самоцвет металла. При желании ювелир может сделать их шариками. Но всегда максимально освобождается павильон.

Это делается для свободного доступа света и облегчения чистки минерала. Корнеровая закрепка часто используется для украшения из множества мелких камней. При этом зрительно вставка кажется больше, чем на самом деле. При некачественно выполненном процессе корнеры цепляются за одежду, и в этом их минус.

С помощью столбиков

Встроенные и открытые

Следует различать виды корнерового каста. К встроенным относят каре – это квадратная пластинка с углублением в центре. Вставка в гнезде крепится четырьмя столбиками. Подобное отверстие для вставки высверливают в металле и при использовании фаденового каста. От каре его отличает плотное расположение камней рядом друг с другом. Рундисты (ободок, который отделяет лицевую часть камня от низа) при этом соприкасаются.

Еще один вид встроенного корнерового крепления называется тиктовым. Его отличие заключается в хаотичном расположении гнезд, нет никакой определенной схемы. Также здесь часто используют для компоновки камни разных размеров.

Открытый каст с корнерами можно считать переходной формой ободкового крепления, ведь вставку одновременно держат и стенки оправы, и дополнительные столбики из металла.

Корнеровые разновидности

Каналы и штифты

Канальное или рельсовое крепление считается одним из надежных видов закрепки камней. Сначала мастер делает канал. Схема размещения в нем камней проста. Самоцветы ставятся в один ряд, и если таково дизайнерское решение, то могут опоясывать кольцо полностью. В противном случае канал запаивается с двух сторон.

Для такого расположения лучше всего подходят прямоугольные формы камней. А круглые и овальные самоцветы, в том числе, жемчужины, рекомендуется крепить с помощью клея и штифта. То же относится и к драгоценностям со сложными резными формами.

В углубление оправы вставляют штифт с резьбой. В драгоценной вставке просверливают под него отверстие и при насадке дополнительно фиксируют специальным клеем. Такая закрепка называется штифтовой или клеевой. Ее недостатки – чистка возможна только у ювелира, и нельзя замачивать в воде.

Расположение в каналах

Редкие виды крепления

Мы перечислили основные типы закрепок. Но существуют и другие, которые встречаются значительно реже. Например, кармезиновое крепление, когда требуется создать композицию с крупным камнем в центре в обрамлении мелких самоцветов. Способ считается разновидностью закрепки с помощью крапанов и очень сложен. Здесь требуется множество отверстий, вырезка специальной пластины для главного камня и выпиливание дополнительных зубьев для крепления.

Невидимка – это закрепка в специальных пластинках, выполненных из металла. Для глаз они скрыты самой вставкой. Плюс в том, что камень не цепляется, но его видимость все же ограничена.

Новейшая технология изготовления украшений – это литье металла вместе с камнями.

Поставьте, пожалуйста, лайк за полученную информацию. Друзья будут вам благодарны, если вы пришлете им ссылку на эту статью.

Ваше мнение в комментариях будет интересно для читателей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Пульс камня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector